Версия для слабовидящих
ГБУЗ КО Кемеровский детский клинический психоневрологический санаторий «Искорка»
 

Стоматологическая помощь детям в условиях детского психоневрологического санатория

ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ДЦП, СЛАБЫМ ЗРЕНИЕМ, ПОНИЖЕННЫМ СЛУХОМ И ИСПЫТЫВАЮЩИМ ТРЕВОЖНЫЕ ЭМОЦИИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО САНАТОРИЯ

Е.А.Глод, Е.Е.Браун, Т.А.Строкольская

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области «Кемеровский детский клинический психоневрологический санаторий «Искорка», г. Кемерово

 

FEATURES OF DENTAL CARE FOR CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY, LOW VISION, HARD OF HEARING AND EXPERIENCING DISTURBING EMOTIONS IN TERMS OF CHILDREN’S PSYCHO-NEUROLOGICAL SANATORIUM

E.A.Glod, E.E.Brown, T.A.Strokolskaya

State budget-funded health care institution of the Kemerovo region Kemerovo Children’s clinical Psycho-neurological Sanatorium “Iskorka”,c.Kemerovo

 

РЕЗЮМЕ

Оказание стоматологической помощи в условияхпсихоневрологического санатория детям с ДЦП, с нарушением зрения, сниженным слухом, требует от детского врача-стоматолога дополнительных знаний и профессиональных мануальных навыков.

Ключевые слова: ДЦП, «особый ребенок», стоматологическаяпомощь.

 

SUMMARY

Providing dental care in psycho-neurological sanatorium for children with cerebral palsy, requires the child to the dentist for more knowledge and professional manual skills.

Key words:Cerebral palsy, “special child”, dental care.

 

Клиническое течение кариеса у детей с ДЦП имеет ряд характерных особенностей. Высокая интенсивность кариозного процесса обусловлена, с одной стороны, нарушенным строением твердых тканей зуба(нарушение гистогенеза), а с другой стороны – нарушением созревания эмали и ее слабой минерализацией.

Ситуацию усугубляют пороки развития зубов: системная гипоплазия эмали и патологическая стираемость. Преимущественно поражаются кариесом верхние передние резцы и первыевременные моляры с одинаковой частотой на верхней и нижней челюстях. Кариозный процесс характеризуется острейшим, молниеносным течением.

Важную роль в течение кариозного процесса играет неудовлетворительная гигиена полости рта, обусловленная затруднением выполнения ежедневной чистки зубов и преобладанием в рационе питания«особенного ребенка» углеводной пищи.

Характеризуя общее состояние полости рта у ребенка 3–7 лет с ДЦП, можно говоритьо преобладании пораженных кариесом зубов над здоровыми. Безусловно, такая ситуация складывается не только из-за предрасположенности «особых детишек» к кариесу, но и из-за несвоевременного оказания стоматологической помощи и не в должном объеме.

В год в санатории получают лечение более 2000 детей, в т.ч. с ДЦП – 16,3%(данные 2013г.). Из детей с ДЦП имеют кариес и врожденные пороки развития зубов – 83%.

Опыт работы с «особыми» детьми показывает, что при ведении детского стоматологического приема врачи сталкиваются с рядом трудностей, характерных длятаких детей. Врач-стоматолог должен иметь основы знаний возрастной и семейной психологии, владеть различными технологиями управления поведением детей в ходе проведения каждой стоматологической манипуляции. Основной проблемой стоматологического приема у детей является то, что большинство врачебных манипуляций для них кажутся или являются агрессивными.

Ребенка в стоматологическом кабинете окружает огромное число раздражителей, вызывающих физический дискомфорт и тревожные эмоции, поэтому его поведение часто принимает протестный характер. Стоматолог, принимающий ребенка, должен организовать работу таким образом,чтобы лечение прошло эффективно, аребенок приобрел и закрепил позитивное отношение к стоматологии.

Детский стоматолог при работе с «особыми» детьми должен знать и помнить, что большая часть детей с ДЦП имеет дисфункцию спастического типа: гипервозбудимость мышц, постоянное напряжение отдельных групп, ограниченный контроль мышц шеи (вертиголова), дискоординацию мышц,удерживающих тело в прямой позиции, а также дискоординацию мышц глотания, речи,жевания.

Дети с детским церебральным параличом могут иметь выраженные рефлексы новорожденных:

– асимметричный тонический шейный рефлекс: при повороте головы рука и нога одноименной стороны вытягиваются, противоположной – сгибаются;

– тонический лабиринтный рефлекс: при откидывании головы назад туловище изгибается дугой, ноги и руки напрягаются;

– рефлекс испуга: в ответ на внезапные стимулы (шум, прикосновение) возникают непроизвольные сильные телодвижения, которые не следует принимать за протест.

При работе с детьми, страдающими ДЦП, следуетрешить,где будет находиться ребенок во время лечения– в своем инвалидном кресле или в стоматологическом кресле. В случае, если ребенок будет находиться в инвалидном кресле, изголовье кресла следует уложить на колени врача,обеспечив ему положение на «12 часов»;

– стабилизировать голову и туловище ребенка; если есть проблемы с глотанием – не размещать ребенка горизонтально;

– закрепить руки и ноги в естественном для него положении(чаще конечности фиксируют к телу), при этом можно ипользовать полотенца, подушки и т.д.);

– предупредить проблемы непроизвольного закрывания рта (использовать роторасширители, языкодержатели);

– стараться не провоцировать рефлекс испуга: уменьшить свет, не шуметь, не делать неожиданных движений, инструменты вносить в рот очень спокойно;

– работать быстро, чтобы сократить время пребывания ребенка в кресле и меньше утомлять его мышцы.

У детей с пониженным слухом следует учитывать, чтоглухота часто обуславливает замедление психического развития ребенка,снижение слуха компенсируется активизацией других органов чувств, поэтому не надо ограничивать поле зрения ребенка, широкоиспользовать невербальные методы общения.

Перед началом лечения детей с пониженным слухом необходимо предварительно выяснить у родителей особенности общения с ребенком: если ребенок слышит громкую речь– говорить громко и четко; если читает по губам– громко и раздельно произносить слова, медленно и тщательноартикулируя, без гримас и жестов, глядя прямо на глаза ребенка; если ребенок пользуется слуховым аппаратом– учесть, что аппарат можетпреувеличивать неприятные шумы, поэтому следует отрегулировать аппарат, а после достижения основных договоренностей о предстоящем лечении отключить его.

Принимая детей с нарушением зрения, необходимо помнить, чтотакие дети плохо ориентируются в пространстве, не всегда обходятся самообслуживанием.

Перед началом леченияне стоит настаивать на том, чтобы ребенок снял очки, т.к. он может воспринимать их как поддержку, защиту.Вступать в физический контакт с ребенком следует очень мягко и только после предупреждения, при общении необходимо «ловить» каждое слово ребенка.

При работе с детьми, испытывающими тревожные эмоции, необходимо:

– проявить эмпатию (сопереживание и «поглаживание»);

– минимизировать страх, используя психотерапевтические технологии, основанные на рациональной аргументации, уметь использовать отвлечение и переключение внимания ребенка.

Таким образом, ведение стоматологического приема у детей с ДЦП, нарушениями слуха, зрения и речи требует от детского стоматологадополнительных и профессиональных мануальных навыков, знание которых позволит избежать неожиданных ситуаций и сформировать у ребенка позитивное отношение к лечению, тем самым значительно повысить эффективность стоматологической помощи.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Болезни нервной системы. Руководство для врачей в двух томах. Под редакцией Н.Н.Яхно, Д.Р.Штульмана, П.В. Мельничука. – М.:Медицина, 1995.

2.Колесов А.А. Стоматология детского возраста.– М.: Медицина, 1991. – С.115–120.

3.Нападов Н.А., Паламарчук В.М., Хохлов Э.М. Медицинская деонтология и психотерапия в стоматологии. – Киев: Здоров Я, 1984.

4.Основы управления поведением детей и подростков на стоматологическом приеме. Учебно-методическое пособие. Попруженко Т.В., Терехова Т.Н. –БГМУ, 2005.

5. Райтер Дж. Управление поведением детей на стоматологическом приеме: руководство для врачей. Райт Дж., Старки П.Э., Гаррни Д.Д. (под общей редакцией Попруженко Т.В., Тереховой Т.Н.) – М.:МЕДпресс-информ, 2008. – 302 с.

6. Райтер М. Помощь трудным детям. Пер. с англ. – ЭКСМО-Пресс,1999.

7. Справочник по детской стоматологии. Под редакцией А.С.Cameron, RWidmer. – М.:МЕДпрессс-информ, 2010.– 391 с.

 

 

 
 
ГБУЗ КО Кемеровский детский клинический психоневрологический санаторий "Искорка"| Сайт разработан: ГБУЗ "КОМИАЦ"