Нарушение речи у детей
Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения, поэтому причины речевых нарушений делятся на три категории (возрастные, органические и функциональные).
Возрастные нарушения встречаются у детей 2-3 лет, когда еще недостаточно развит артикуляционный аппарат и не сформировано фонематическое восприятие звуков. Наиболее типичными возрастными дефектами звукопроизношения являются:
- смягчение согласных (миска - миська);
- непроизносимость шипящих (ш, ж, щ, ч);
- замены звуков (л - р);
- звуки (к, г, х) отсутствуют или заменяются на (т, д) - гуси - дуси;
- замена звонких звуков на глухие (зуб - суп);
- непроизносимость двух-трех рядом стоящих согласных (стакан, стул, стол и т.п.)
- в длинных словах пропускают неударные гласные.
Такие недостатки речи могут быть исправлены под влиянием взрослых, их педагогического воздействия и при условии:
- правильная окружающая среда;
- нельзя заучивать объемные стихотворения;
- следить за речью детей в течение дня, чтобы она была четкой, внятной;
- устранять речевые недостатки до поступления ребенка в школу, т.е. вовремя обращаться к логопеду.
Функциональными причинами речевых нарушений являются:
- неблагоприятная социально-бытовая среда (алкогализм родителей, развод родителей, нет у ребенка индивидуального места в квартире и т.д.);
- фактор риска (речевые нарушения у родителей, старших детей);
- двуязычие в семье;
- дефект по подражанию.
В таких случаях необходимо сразу обращаться к логопеду и совершенствовать речевую среду ребенка, т.е. образец для малыша будет четкая, внятная речь окружающих его взрослых.
Органические причины речевых нарушений детей зависят от ряда причин:
- различная внутриутробная патология;
- токсикоз во время беременности;
- эндокринные заболевания;
- травмы при родах;
- резус-фактор;
- наследственные заболевания (страдающий интеллект);
- заболевания на 1 году жизни.
Коррекция при таких причинах имеет комплексное воздействие, медицинское и педагогическое. Именно такими методами работают логопеды детского санатория "Искорка". Со стороны медицины используются: физиолечение, водолечение, ЛФК, массаж органов речевого аппарата, медикаменты, иглорефлексотерапия. Параллельно проводится логотерапия. Для большей эффективности занятий логопеды прежде всего создают благоприятные условия. Подготавливают психологически к будущей деятельности, настраивая ребенка на деловую, трудную, но интересную работу.
Занятия проводятся систематически, не менее трех раз в неделю. Длительность одного занятия от 10 до 30 минут, в зависимости от возраста ребенка. Вот возможный план занятий для детей 5-6 лет:
- артикуляционная гимнастика (работа с языком, губами, щеками) 5-7 минут,
- дыхательная гимнастика 2-3 минуты,
- отработка звука (постановка, работа над речевым материалом) 10 минут,
- физ. минутка 3-5 минут,
- закрепление отработанного материала 7-15 минут, сюда же входит развитие мелкой моторики рук (шнуровка, раскрашивание, обводка по трафарету, расстегивание и застегивание пуговиц и т.п.).
На начальном этапе важно подготовить язык для постановки звуков. Поэтому основное влияние уделяем артикуляционной гимнастике. Выполняем ежедневно, перед зеркалом 10-15 минут.
Готовые комплексы имеются в продаже книжных магазинов.
Как правило, такой тренировке органов речи отводят 1-2 недели, но и на последующих этапах отводят ей место.
Затем поступаем к постановке звука, на этом этапе нагрузка заметно возрастает, занятия могут длиться месяц и более.
Далее следует этап автоматизации звука в слогах, словах, фразах, предложениях, стихах и связной речи.
И завершающим этапом работы над звуками является дифференциация его с другими звуками, с которыми ребенок его смешивает. Уделяем внимание развитию фонематического слуха и дикции.
Как видите, работа очень долгая, кропотливая и сложная. Поэтому советы родителям:
- не приступать к занятиям в дурном настроении;
- если что-то не получается, не настаивайте, а договоритесь с ребенком о повторе в следующий раз;
- не бросайте начатое, переключитесь на другой вид деятельности, а затем вернитесь на начальный этап;
- следите за своей речью и окружающих вашего ребенка взрослых. Она должна быть внятной, четкой, грамотной;
- если не справляетесь