Версия для слабовидящих
ГБУЗ КО Кемеровский детский клинический психоневрологический санаторий «Искорка»

    Телефон

"горячей линии"

 (384-2) 54-94-80

 

 

 

 

 

Рекомендации

гражданам

по профилактике

гриппа и ОРВИ

 

 

 

 

 

Результаты независимой
оценки качества оказания
услуг организациями 
социальной сферы
на сайте bus.gov.ru 
 

    

 

   Информационный

             ресурс

"Новое качество жизни"

         INFRALIFE.RU

 

 

 

 

Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

  Промо ролик

(запись к врачу)

 

Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в г.Кемерово

 

Материалы (плакаты, видеоролики, аудиозаписи) Вы можете скачать с сайта

ФГБУ "Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины"

 

 

Modified 9/3/2021
 

Речь маленьких детей

Нарушение речи у детей

Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения, поэтому причины речевых нарушений делятся на три категории (возрастные, органические и функциональные).

Возрастные нарушения встречаются у детей 2-3 лет, когда еще недостаточно развит артикуляционный аппарат и не сформировано фонематическое восприятие звуков. Наиболее типичными возрастными дефектами звукопроизношения являются:

  • смягчение согласных (миска - миська);
  • непроизносимость шипящих (ш, ж, щ, ч);
  • замены звуков (л - р);
  • звуки (к, г, х) отсутствуют или заменяются на (т, д) - гуси - дуси;
  • замена звонких звуков на глухие (зуб - суп);
  • непроизносимость двух-трех рядом стоящих согласных (стакан, стул, стол и т.п.)
  • в длинных словах пропускают неударные гласные.

Такие недостатки речи могут быть исправлены под влиянием взрослых, их педагогического воздействия и при условии:

  • правильная окружающая среда;
  • нельзя заучивать объемные стихотворения;
  • следить за речью детей в течение дня, чтобы она была четкой, внятной;
  • устранять речевые недостатки до поступления ребенка в школу, т.е. вовремя обращаться к логопеду.

Функциональными причинами речевых нарушений являются:

  • неблагоприятная социально-бытовая среда (алкогализм родителей, развод родителей, нет у ребенка индивидуального места в квартире и т.д.);
  • фактор риска (речевые нарушения у родителей, старших детей);
  • двуязычие в семье;
  • дефект по подражанию.

В таких случаях необходимо сразу обращаться к логопеду и совершенствовать речевую среду ребенка, т.е. образец для малыша будет четкая, внятная речь окружающих его взрослых.

Органические причины речевых нарушений детей зависят от ряда причин:

  • различная внутриутробная патология;
  • токсикоз во время беременности;
  • эндокринные заболевания;
  • травмы при родах;
  • резус-фактор;
  • наследственные заболевания (страдающий интеллект);
  • заболевания на 1 году жизни.

Коррекция при таких причинах имеет комплексное воздействие, медицинское и педагогическое. Именно такими методами работают логопеды детского санатория "Искорка". Со стороны медицины используются: физиолечение, водолечение, ЛФК, массаж органов речевого аппарата, медикаменты, иглорефлексотерапия. Параллельно проводится логотерапия. Для большей эффективности занятий логопеды прежде всего создают благоприятные условия. Подготавливают психологически к будущей деятельности, настраивая ребенка на деловую, трудную, но интересную работу.

Занятия проводятся систематически, не менее трех раз в неделю. Длительность одного занятия от 10 до 30 минут, в зависимости от возраста ребенка. Вот возможный план занятий для детей 5-6 лет:

  • артикуляционная гимнастика (работа с языком, губами, щеками) 5-7 минут,
  • дыхательная гимнастика 2-3 минуты,
  • отработка звука (постановка, работа над речевым материалом) 10 минут,
  • физ. минутка 3-5 минут,
  • закрепление отработанного материала 7-15 минут, сюда же входит развитие мелкой моторики рук (шнуровка, раскрашивание, обводка по трафарету, расстегивание и застегивание пуговиц и т.п.).

На начальном этапе важно подготовить язык для постановки звуков. Поэтому основное влияние уделяем артикуляционной гимнастике. Выполняем ежедневно, перед зеркалом 10-15 минут.

Готовые комплексы имеются в продаже книжных магазинов.

Как правило, такой тренировке органов речи отводят 1-2 недели, но и на последующих этапах отводят ей место.

Затем поступаем к постановке звука, на этом этапе нагрузка заметно возрастает, занятия могут длиться месяц и более.

Далее следует этап автоматизации звука в слогах, словах, фразах, предложениях, стихах и связной речи.

И завершающим этапом работы над звуками является дифференциация его с другими звуками, с которыми ребенок его смешивает. Уделяем внимание развитию фонематического слуха и дикции.

Как видите, работа очень долгая, кропотливая и сложная. Поэтому советы родителям:

  • не приступать к занятиям в дурном настроении;
  • если что-то не получается, не настаивайте, а договоритесь с ребенком о повторе в следующий раз;
  • не бросайте начатое, переключитесь на другой вид деятельности, а затем вернитесь на начальный этап;
  • следите за своей речью и окружающих вашего ребенка взрослых. Она должна быть внятной, четкой, грамотной;
  • если не справляетесь

 

ГБУЗ КО Кемеровский детский клинический психоневрологический санаторий "Искорка"| Сайт разработан: ГБУЗ "КОМИАЦ"