ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ МЕСТНОГО САНАТОРИЯ
Учитывая особенности временных рамок и условий пребывания ребенка в местном санатории, работа психолога-консультанта ограничена и ситуативна. В основном, это групповые и индивидуальные консультации по запросу воспитателей и родителей. Для более четкого отслеживания результатов совместной работы медицинского, педагогического персонала и психолога в улучшении психоэмоционального состояния детей, находящихся на лечении, был разработан психолого-педагогический мониторинг (ППМ).
Психоэмоциональное состояние детей при поступлении и выписке определялось по уровням тревожности, самооценки, работоспособности.
Формы реализации ППМ: проведение диагностики, психолого- педагогического наблюдения, беседы, групповые занятия, воспитательная, коррекционная, индивидуальная и групповая работа. Использовались: цветовой тест Люшера, методика «Человек под дождем» и др. Наблюдения проводились в течение 2-х месяцев.
Психическое состояние отслеживалось по результатам диагностики в различных направлениях. Так, уровень тревожности по методикам цветового теста Люшера, вербальной методики Прихожан в начале сезона и по его окончанию имел значительные различия. У детей, находившихся на лечении, уровень тревожности снизился по следующим параметрам:
- учебная тревожность снизилась на 7%;
- межличностная тревожность (связанная с психологическим комфортом во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми) снизился на 25,7%;
- личностная тревожность (определяющая состояние внутреннего равновесия ребенка по отношению к социальной среде, ближайшему окружению и общему настрою) снизилась на 32,4%.
Результаты диагностики работоспособности позволяют предположить, что в процессе лечения и участия в воспитательных мероприятиях уровень работоспособности детей среднего школьного возраста повысился в среднем на 38,5%, у подростков повысился на 32,4%. У некоторых подростков показатели практически не изменились (15%), но и не снизились.
Уровень самооценки, определяющий адекватность поведения ребенка в различных ситуациях, в конфликтах и др., изменился в различных группах детей по-разному:
- в среднем остался стабильным у 30,6%;
- у 27% детей, поступивших с неадекватно высоким уровнем самооценки, наблюдалось снижение в среднем на 38%;
- у детей, поступивших с неадекватно сниженным уровнем самооценки (42,4% от общего числа), повысился уровень самооценки до адевкатного у 32,6%.
Кроме диагностических процедур, силами воспитателей было проведено анкетирование с целью выявления отношения детей к режиму, выполнению процедур, осознанности стремления к выздоровлению. Результаты анализа анкет показали следующие результаты:
- сознательно и систематически выполняют требования режима – 60%, затрудняются точно ответить – 4%, не выполняют требования – 36%;
- владеют грамотной информацией о соблюдении определенных правил, способствующих выздоровлению – 90% детей.
Учитывая, что у детей были различные назначения, тем не менее можно говорить о высокой степени удовлетворенности пребывания в санатории: вполне довольны – 76%, почти довольны – 24%.
О высоком уровне воспитательной работы говорит тот факт, что 25% опрошенных читали в санатории больше, чем дома, 58% утверждают, что уровень общения в санатории располагал к дружескому общению и появлению близких друзей.
Работа всего коллектива санатория, направленная на осознание ребенком важности сохранения своего здоровья, стремление к этому, сказывается и в том, что среди пожеланий детей большое место занимают именно те, что связаны с профилактикой здорового образа жизни. Потребность прогулок за территорию выразили – 26% опрошенных, участие в походах – 34%, участие в экскурсиях – 13%, посещение музеев – 13%, сожаление об отсутствии бассейна выразили – 72% опрошенных и только один человек высказал желание иметь более вкусную еду в санатории (1%).
Выводы:
Психолого-педагогический мониторинг является формой получения обратной связи от детей в виде определенных результатов, интерпретация которых позволяет оценивать уровень адаптации детей, состояние психического здоровья, наряду с параметрами физического состояния, т.е. отслеживать успешность лечения.