Версия для слабовидящих
ГБУЗ КО Кемеровский детский клинический психоневрологический санаторий «Искорка»
 

Влияние микрополяризации головного мозга на феномен детского рисования

Панина И.Г., Степанова Н.С., Строкольская Т.А.

Влияние микрополяризации головного мозга на феномен детского рисования, как психологически важный аспект развития ребёнка.

 

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области «Кемеровский детский клинический психоневрологический санаторий «Искорка»     г. Кемерово 650036 РФ

 

         Рисование связано с важнейшими психическими функциями ребенка – восприятием, моторной координацией, речью и мышлением. Оно развивает их, соотносит между собой, помогая тем самым упорядочить представление о мире.

        Микрополяризация оказывает положительный эффект на развитие творческих способностей ребенка и развитие его мыслительных операций.

      Ключевые слова: микрополяризация, рисование, дети.

 

 

Panina I.G., Stepanova N.S., Strokolskaya T.A.

      The influence of  brain micropolarization on the phenomenon of children’s drawing, as a psychologically important aspect of the child’s development.

      Drawing is associated with the most important mental functions of the child – perception, motor coordination, speech and thinking. It develops them, brings them together, thus helping to streamline the provision on the world.

     Micropolarization has a positive effect on the development of creative abilities on the baby, and the development of mental operations.

Keywords: micropolarization, drawing, children.

 

 

 

 

ПАНИНА И.Г., СТЕПАНОВА Н.С., СТРОКОЛЬСКАЯ Т.А.

ВЛИЯНИЕ МИКРОПОЛЯРИЗАЦИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА НА ФЕНОМЕН ДЕТСКОГО РИСОВАНИЯ, КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ВАЖНЫЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

 

Цель исследования

       Рисование не просто популярный вид детского творчества, хотя оно ценно и в таком качестве. Это способ самовыражения без слов, рассказ о переживаниях, которые еще сложно осознать, непосредственная  передача  своего  состояния с помощью художественных средств.

      На протяжении всего дошкольного периода (с рождения и до 6 -7 лет) речь развита не настолько хорошо, чтобы ребенок мог сформулировать и внятно выразить то, что он чувствует.

     Рисование дает детям шанс изобразить свое состояние, отношение к чему – либо, вновь пережить приятное событие или избавиться от негативных эмоций.

     Рисование позволяет  ребенку создавать множество образов, изменять их по своему желанию, искать новые ассоциативные связи между предметами и их изображениями. Поиск ассоциаций и генерация образов – отличная тренировка ума, с успехом заменяющая любые методики раннего интеллектуального развития.

     Рисование развивает воображение – способность мысленно представлять зрительные картины. Благодаря этому, ребенок может перерабатывать прошлый опыт и создавать  новые связи между полученными образами.  Чем больше  таких связей  образуется  в мозге, тем лучше развивается мышление.  В рисовании очень хорошо развивается фантазия, поскольку  ребенку нужно детально продумывать образ до того, как он сможет его изобразить.

     Еще до того, как ребенок начнет изображать что – то конкретное, он уже рассказывает в своих «каракулях» о знакомых образах. В свою очередь, и речь влияет на рисунок. «Молчаливое» рисование развивается менее интенсивно и образы в нем беднее деталями.

     Рисование также стимулирует несовершенное восприятие окружающего мира в детском возрасте, заставляя малыша изучать объекты для изображения и открывать в них новые качества, которые раньше он не замечал. Во время рисования тренируется умение наблюдать и анализировать объект, что очень полезно для развития мышления.

     Рисование связано с важнейшими психическими функциями ребенка -  восприятием, моторной координацией, речью и мышлением. Оно развивает эти функции и соотносит их между собой, помогая ребенку, упорядочить представление о мире.

     Материалы и методы исследования

    В 2014 году в отделении №2 психо-неврологического санатория «Искорка» был введен новый метод лечения детей – использование транскраниальной микрополяризации (ТКМП) с помощью аппарата «Полярис». Это – воздействие постоянным током малой силы на соответствующие корковые проекции головного мозга. Микрополяризация способствует восстановлению нарушенных функциональных связей в центральных регуляторных системах, что обусловлено улучшением межнейронного, межструктурного и межсистемного взаимодействия, приводящим в конечном итоге к восстановлению центральной регуляции различных функций ребенка.

      Материалом для изучения послужили результаты динамического наблюдения у 277 детей;

  • в возрасте 3-7 лет – 215 детей (77,6%)
  • и старше 7 лет – 62 ребенка (22,4%).

Со следующей патологией:

  • Задержка нервно-психического развития и проблемы обучения - 

92 ребенка (33,2%)

  • Расстройства речевого развития – 111детей (40,1%)
  • Психоэмоциональные, невротические, психосоматические нарушения – 49 детей (17,7%)
  • Нарушения зрительных функций (амблиопия, нистагм, косоглазие) –

17 детей (6,1%)

  • Эписиндром – 8 детей (2,9%)

Наибольший процент составили дети с расстройствами речевого развития (40,1%) и дети с задержкой психо - речевого развития и проблемами обучения (33,2%). Эти группы имели ряд психологических особенностей, которые затрудняли формирование речевой деятельности и требовали целенаправленной коррекции. Чем тяжелее определялось нарушение речи, тем в большей степени были ограничены возможности ребенка к творчеству.

     При изучении формирования изобразительной деятельности у них было выявлено:

- недостаточная устойчивость внимания, степень его распределения и переключаемость;

- серьезные проблемы в развитии восприятия (слухового, зрительного) в формировании представлений о предметах и явлениях окружающего мира;

- снижена вербальная память, страдала продуктивность запоминания;

- быстрая истощаемость процессов воображения;

- недостаточная координация пальцев;

- замедленность и неловкость движений.

 Результаты  и их обсуждение

    В ходе лечебных сеансов (не менее 10 раз) у этих детей отмечалось улучшение настроения в 70% случаев, повышался интерес к окружающему у (52,6%) детей, появлялась контактность – у 31%, уменьшалась гиперактивность и импульсивность у 34% детей, снижалась агрессивность у 23% детей. Также  улучшались когнитивные функции мозга: фиксация внимания в 43% случаев, улучшение памяти в 19%. Повысилась речевая активность в 61,5% случаев, у 58% детей происходило заметное улучшение моторики.

   Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества – речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение.

   Развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления. Изучение особенностей творческой деятельности детей, проходивших процедуру микрополяризации, позволило выделить следующие изменения. Основными показателями творческой активности у этих детей выступили:

  • понимание подготовки к творческой деятельности;
  • наличие интереса к творческой работе в разных видах деятельности;
  • желание активно включаться в творческий процесс;
  • умение преодолевать возникшие трудности;
  • доведение начатой работы до конца
  • появление настойчивости, старательности, добросовестности
  • проявление радости при открытии новых приемов, способов, действий

      В рисунках этих детей было отмечено разнообразие цветов (преобладание светлых, что является признаком хорошего эмоционального состояния), расширенный сюжет изображения (появление замысла рисунка, наличие уточняющих элементов), а также проявлялась самостоятельность в выборе темы. Содержание работ носило многообразный характер.

    Некоторые дети изображали человека и все, что его окружает. Задание выполняли самостоятельно, без помощи взрослого, но в случае  необходимости обращались с вопросами. Довольно четко передавали на рисунке все части человеческого тела: голову, шею, туловище, руки, ноги, кисти рук. Рисунки выполнялись с умеренной силой нажима, скоростью, темпом, ритмом, наклоном, соблюдались правильность формы и величина.

    Девочки и мальчики рисовали по-разному. Девочки изображали собственно предметы, мальчики – отношения и связи между ними, динамику. Девочки более эмоциональны, внимательны к деталям, чаще украшали объекты, мальчики предпочитали строить композицию, изменяли общую форму. Девочки лучше использовали цветовую гамму, мальчики – перспективу.

     Дети научились проявлять самостоятельность в раскрытии своего рисунка. Основное изображение помещали в центре листа, что говорит о комфортном мироощущении ребенка.

    Ребенок находил баланс внутри себя, он чувствовал себя в безопасности, без излишних тревог. Дети выполняли задание увлеченно, без повышенной напряженности. На протяжении всего занятия они  находились в положительном настрое и с высокой работоспособностью.

       Сравнивая показатели детей при поступлении в санаторий «Искорка» и после проведения процедуры   микрополяризации, были отмечены следующие положительные изменения: улучшение познавательного интереса, активное внимание, снижение агрессивности, улучшение эмоционального фона, усиление мотивации к дальнейшему лечению и обучению, а также улучшение  моторики рук, что проявлялось в уверенности держать карандаш, кисть, сознательно применять выразительные средства в карандашном рисунке (штрих, напряженность, характер линий, сила нажима, размах руки).

Выводы:

      Таким образом, развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук  через рисунок является стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи. Микрополяризация оказывает благоприятный эффект как на развитие творческих способностей ребенка, так и на развитие мыслительных операций.

Литература

  1. Кожушко Н.Ю. Микрополяризация у детей с нарушениями психического развития или как поднять планку ограниченных возможностей.-Изд-во Каро, 2011г.
  2. Шелякин А.М. Микрополяризационная терапия в детской неврологии. Изд-во Медкнига, 2008г.
  3. Доронова Г.Н. Развитие детей от 3 до 5лет в изобразительной деятельности. Сп-б Детство-пресс,2003г.
  4. Ульянкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Нижний Новгород,1994г.
  5. Озерова М. О детском рисовании. Москва,2012г.

 

ГБУЗ КО Кемеровский детский клинический психоневрологический санаторий "Искорка"| Сайт разработан: ГБУЗ "КОМИАЦ"